ГУСЛИ: ИСТОРИЯ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ
История возникновения гуслей очень поэтична. Название этого струнного щипкового музыкального инструмента, по одной из версий, восходит к слову «гусла». Именно так в Древней Руси называлась тетива лука. При выстреле она издавала характерный звук, в котором древние люди услышали необыкновенную мелодичность. Добавив к «гусле» резонатор, получим примитивный музыкальный инструмент.
Не стоит думать, что это уникальный и неповторимый музыкальный инструмент. В культурах других народах существует множество аналогов:
- кифара в Древней Греции,
- канон в Армении,
- сантур в Иране,
- коклес в Латвии,
- канклес в Литве.
- кантеле в Финляндии.
Существуют и потомки гуслей, знакомые всем, это величественная арфа и изящная лира.
Первое упоминание именно о русских гуслях встречается в византийском источнике V века. Но более полную картину о распространенности и важности гуслей можно получить из фольклорных источников: былины, летописи, сказания, песни и т.д. С гуслями связаны некоторые обряды, религиозные наставления. А сюжеты сказок о гуслярах схожи с библейскими сюжетами о царе Давиде.
Манера игры на этом, важном для русичей, инструменте некоторыми исследователями сравнивается с ткачеством. Положение гусляра напоминает человека, за станком, который перебирает нити, нити судьбы.
Но какова судьба самих гуслей? Этот музыкальный инструмент не так прост, как может показаться. Выделяют несколько типов гуслей по форме:
- крыловидные. Это самый древний тип. Количество струн на таком инструменте колебалось от 3 до 7. Сейчас именно на таких гуслях обучают игре в музыкальных школах.
- шлемовидные. Название говорит само за себя: корпус по форме напоминает шлем. Количество струн колебалось от 11 до 36, но самое большое распространение получили гусли с 25 струнами. Именно этот тип гуслей изображен в красных буквах книг «Псалтырь» и «Служебник». Если первое слово новой главы начиналось с букв Д или Т, то в начертании этих букв присутствовал человек, играющий на шлемовидных гуслях.
- столообразные. По форме они напоминали шлемовидные, но конструкция их была усовершенствована. Они дополнены крышкой, закрывающей от 55 до 66 струн. Такой музыкальный инструмент получает большое распространение в XVIII в. и часто встречается в домах именитых господ.
Общим для всех типов гуслей является принцип извлечения звука (щипание) и конструкции.
Любые гусли состоят из корпуса, струнодержателей и струн. В корпусе различают несколько элементов: верхняя и нижняя дека, обечайка и резонаторное отверстие. На верхней деке располагаются подставка и порожек, они служат для равномерного натяжения струн и способствуют передаче звука в резонатор, притянуты струны колками и штифтами.
Чтобы добиться уникального звучания, для изготовления корпуса предпочитают ель, кедр, рябину или клен. Заготовки должны быть хорошо просушены, не иметь дефектов (гниль, трещины, выпадающие сучки). Полость резонатора необходимо отшлифовать, а заготовке придать соответствующую форму.
Настройка инструмента происходит при помощи колков, которые установлены под углом для лучшего натяжения струн. В древности струны делали из жил, позже – из металла. С металлическими струнами гусли зазвучали и стали называться «звончатые».
Это поистине самый русский музыкальный инструмент, прочно связанный в русским духом, бытом и культурой.