КОРНЕТ: ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ
Корнет (он же корнет-а-пистон) – духовой музыкальный инструмент, изготовленный из меди. В прошлом он был главным солистом духового оркестра, но с течением времени утратил эту роль, и слава его несколько померкла.
Предшественником классического корнета является почтовый рожок – деревянный, но, тем не менее, прямой предок современных медных духовых. Рожок обладает богатой и яркой историей. Согласно библейским преданиям, именно с помощью звуков рожка жрецы Иудеи обрушили иерихонские стены. В Средневековье же рожок был постоянным спутником рыцарей и сопутствовал им в совершении славных (а иногда и не очень) подвигов.
Первоначальный вариант корнета изготавливали из древесины (в отличие от нынешнего корнет-а-пистона, выполненного из меди). Иначе он назывался "цинк" – это наименование корнет получил в германских землях. С XV по XVII столетие корнет входил в число самых часто встречающихся европейских музыкальных инструментов, и повсеместно применялся для солирующих партий. В эпоху Возрождения цинк являлся непременным атрибутом любого европейского городского праздника, особенно в Италии, для этого инструмента было написано множество музыкальных произведений. История сохранила имена двоих виртуозных корнетистов тех времен – на скрижалях времени остались Клаудио Монтеверди и Джованни Боссано.
Однако в XVII веке у корнета появился серьезный конкурент, постепенно вытеснивший его с поста главного солиста в ансамбле – скрипка. Дольше всего цинк продержался в северной части Европы, где ещё в конце XVIII столетия специально под этот инструмент писались партии соло. К XIX веку классический корнет из дерева – цинк – полностью утратил актуальность и востребованность. В настоящее время этот инструмент применяется только для воссоздания старинных народных мелодий.
Медный же вариант корнета – корнет-а-пистон – был изобретен в 1830 году в столице Франции. Его создателем считается Сигизмунд Штельцель. Изобретатель снабдил инструмент двумя вентильными механизмами, появившимися совсем незадолго до того (в начале века) и революционно расширившими потенциал медных духовых. Новинка постепенно набирала популярность, и за 40 лет вошла в моду настолько, что в парижской консерватории открылись курсы по широкому обучению граждан мастерству игры на корнет-а-пистоне. Их инициатором и самым первым профессором на этих курсах стал Жан-Батист Арбан, популярный французский виртуоз-корнетист.
К завершению XIX века инструмент вышел на максимум популярности. Этому способствовало большое преимущество корнета над прочими медными духовыми – с его помощью можно было играть беглые партии, сложные для остальных духовых инструментов. Благодаря выразительному, ярко окрашенному звучанию и технической подвижности корнет-а-пистона многие композиторы того времени делегировали именно ему сольные мелодические линии, рисующие основную мелодию произведения.
В Российской империи медный корнет появился даже немного раньше – в середине XIX века, ещё при Николае Павловиче. Николай I и сам неплохо владел музыкальными инструментах, освоив цинк, корнет-а-пистон, валторну и флейту – до него таких навыков за российскими государями замечено не было (отметим, что сам император шутливо называл все свои виды инструментов попросту "трубами"). Как отмечали его современники, музыкальные способности у Николая были выдающиеся. Трудно судить через призму веков, было ли это придворной лестью или же реальной оценкой таланта императора – выступал Николай Павлович исключительно на камерных концертах в Зимнем дворце, где широкого круга слушателей (да и вообще посторонних людей), разумеется, не было. Играл государь в том числе и свои собственные музыкальные сочинения – чаще всего это были военные марши. Что же до популярности корнет-а-пистона среди широких слоев населения – о ней можно сделать вывод хотя бы по тому факту, что корнет удостоился неоднократных упоминаний в произведениях классиков русской литературы (А. Толстой "Хмурое утро", А. Чехов "Остров Сахалин", М. Горький "Зрители").
Если говорить о конструкции самого инструмента, то внешне корнет походит на трубу, но с более короткой и широкой трубкой и с пистонами вместо вентилей. Трубка его корпуса напоминает конус с широким углублением, на его основании находится мундштук. Поршневая система корнет-а-пистона выполнена в виде кнопок-клавиш, расположенных сверху в одной плоскости с мундштуком. Одним из плюсов этого инструмента является его небольшая длина – немного более полуметра, что делает его весьма удобным в обращении.
По классификации инструментов корнет-а-пистон относится к группе аэрофонов – источником звука в нем является воздушная струя. Музыкант с силой дует в мундштук, воздух накапливается в корпусе и воспроизводит звуковые колебания.
Инструмент обладает довольно большим диапазоном – корнет-а-пистон может брать без малого три октавы. Это дает хороший простор для мелодических импровизаций. В первой октаве инструмент имеет мягкое, бархатное звучание; в малой тембр является более коварным и тягостным; во второй октаве звук кажется звонче, приобретает резкий, нагловатый эмоциональный окрас. Этим свойством корнет-а-пистона мастерски пользовались композиторы прошлого, отражая музыкальное настроение и эмоции мелодии через тембр инструмента. Большинство специалистов считает, что корнет можно сравнить даже не столько с трубой, играющей виртуознее, сколько с валторной, звучащей мягче и нежнее оригинала.
Корнет-а-пистон полюбился и джазменам – в свое время без этого инструмента трудно было представить себе джазовый ансамбль. Наиболее известные почитатели корнета из мира джаза – Л. Армстронг и Дж. "Кинг" Оливер.
Есть еще одна разновидность корнета, о которой стоит рассказать – эхо-корнет. Его популярность также пришлась на XIX век, а наибольшее распространение инструмент получил в Англии и в Америке. У эхо-корнета есть одно существенное конструктивное отличие от корнет-а-пистона – наличие второго, дополнительного, раструба. Переходя в момент игры на второй раструб, можно создать на нем приглушенное звучание, в результате чего голос инструмента приобретает эффект эха. Благодаря этой особенности эхо-корнет обрел своих собственных почитателей, под него даже создавались специальные музыкальные произведения с запланированным эхом для части мелодических линий, позволяющие инструменту максимально раскрыть свои возможности. Производились эхо-корнеты в небольших партиях, основным их изготовителем была компания "Booseys&Hawkes". В настоящее время похожие инструменты изготавливают в Индии, но качество их невысоко, поэтому мало-мальски опытные эхо-корнетисты по возможности подыскивают себе настоящие антикварные инструменты XIX века.
В XX веке были усовершенствованы приемы игры на трубе и модернизирована ее конструкция, что позволило ликвидировать отставание трубы от корнет-а-пистона в скорости пассажей и некоторую прямолинейность ее звучания. В результате этого корнеты понемногу утратили свое уникальное значение, и почти совсем пропали из состава оркестров. Сегодня подавляющее большинство партий, написанных композиторами для корнетов, играют трубы, в то время как корнет-а-пистон практически забыт – редко когда возможно услышать его натуральное звучание.