Всё о драм-машинах
Драм-машина — главнейший участвующий в создании современных музыкальных композиций инструмент, украшающий треки своим ритмическим рисунком. Если использовать её правильно с пониманием всех возможностей машины, любой композиции можно придать настолько яркие краски, каких не добиться игре на обычной барабанной установке. Но в чём же её преимущества, помимо габаритов? Попробуем в этом разобраться.
Что же такое драм-машина?
Под драм-машиной нужно понимать заключённый в компактный (относительно «живых» установок) корпус электронный модуль, имитирующий игру ударных и перкуссионных инструментов. Её основной задачей является замена барабанов, притом чем красочнее будет их звук, тем лучше. Но драм-машина далеко не банальная электронная барабанная установка — хотя бы потому что барабанными палочками на ней не играют. Удары здесь заменяют лёгкие прикосновения руками в пэдам — так называются специальные широкие кнопки, набивая которые вы и создаёте партию ударных инструментов. Драм-машиной воспроизводится практически любой звук, извлекаемый из барабанов. Это обеспечивается наличием производительного CPU, немалого объёма оперативки и довольно приличной звуковой картой.
В состав типичной драм-машины входит:
- тон-генератор, имитирующий звучание ударных;
- пэды — через них партии ударных набиваются руками;
- встроенный секвенсор, обеспечивающий редактуру партий;
- встроенная память, запоминающая ритмические рисунки (паттерны).
Всё это спрятано в небольшом и не слишком тяжёлом корпусе.
Как создавалась драм-машина
Со значительной натяжкой к прототипам инструмента можно отнести популярные в XIX веке различные музыкальные шкатулки, а также возникшие позже электроорганы. Тогда, во время популярности, органы оснащали допмодулем, обеспечивающим автоматическое добавление к основной игре ритмического аккомпанемента. Достаточно было указать нужный стиль (свинг, танго, вальс и т. д.) и темп. Естественно, тогда сигналы генерировались только аналоговым способом.
Пионером среди ритм-машин смело можно назвать «Ритмикон», который был создан в 1930 году Львом Терменом. Инструментом воспроизводились звуки заданной частоты с опирающейся на сетку обертонов высотой. Нажимая на клавиши, исполнитель создавал ритмический рисунок путём появления разновысотных пульсаций в разном темпе. Паттерн на такой машине создавался путём комбинации клавиш.
Немного фактов из истории
В 1957 году компанией CHAMBERLIN был представлен инструмент, называющийся RHYTHMATE, основанный на воспроизводящих паттерны отрезках ферромагнитной ленты. А чуть позже производитель выпустил ставший легендой «Меллотрон», в основе работы которого лежал аналогичный принцип.
В 1959 году фирмой WURLITZER предоставлена первая драм-машина для коммерческого использования, собранная на ВЭЛ (вакуумно-электронных лампах) и воспроизводящая десяток разных перкуссионных звуков.
В 60-е годы в инструменты стали внедрять транзисторы, и в 1967 на музыкальном рынке возникла фирма ACETONE, впоследствии переименованная в ROLAND. Именно их детище, FR-1 RHYTHMACE, была способна воспроизводить и комбинировать между собой целых 16 ритмических паттернов путём нажатия на специальные кнопки.
В 1972 году производителем EKO была представлена ставшая первой в своём роде драм-машина COMPUTERRHYTHM с функцией программирования, в которой добиться требуемого ритма удавалось за счёт кнопочной матрицы. Сегодня её виртуальный аналог скрыт во всех визуальных редакторах, входящих в состав разработанных для ПК секвенсоров.
В 1978 году уже переименовавшейся фирмой ROLAND была выпущена модель ROLANDCR-78, обеспечивающая как создание, так и сохранение ритмов в особых ячейках памяти, предназначенных для их хранения. В 1980 году выпустили ставший культовым ROLANDTR-808, а спустя 3 года — ставший живой легендой ROLANDTR-909. Эти машины и сегодня популярны среди саунд-продюсеров на всех континентах, несмотря на обилие новых разработок.
Все описанные выше инструменты в качестве основы имеют аналоговый синтез. К примеру, малый барабан в них имитируется за счёт белого шума, а синтез электронной бочки выполняет синусоидальновидная волна. Драм-машины стали популярны в 80-х, что объясняется популяризацией таких течений музыки, как Synthpop (технопоп), NewWave, Techno и других, завязанных на электронном звуке. На зарю 80-х пришлось непосредственно возникновение и быстрое прогрессирование моделей, основанных на цифровом сэмплировании. Пионером стал LINNLM-1, вышедший в свет в 1980 году. Однако электронные версии выпускались многими компаниями, в частности, OBERHEIMDMX, E-MUDRUMULATOR, SEQUENTIALCIRCUITSDRUMTRAKS ТОМ и другими. Чуть позже был выпущен ROLANDTR-909, кроме аналоговых версий основных барабанов способный предложить сэмплированные звуки хай-хэта и тарелок. А также он первым среди моделей получил интегрированное MIDI-подключение. Во второй половине 80-х производством драм-машин занялись многие бренды, среди них такие гиганты как YAMAHA, KORG, CLAVIA, CASIO, PEARL и другие.
Как выбрать драм-машину
Прежде чем покупать конкретную модель инструмента, важно разобраться с основными критериями, предъявляемыми к каждой драм-машине:
- MIDI-интерфейс. Многими музыкантами, на удивление, он игнорируется. Конечно, есть другие способы коммуникации инструмента, но ввиду специфики и ограниченности назвать их достойной заменой не получается. Например, выпускаемые в эпоху «до MIDI» первые OBERHEIMDMX, ROLANDTR-808 или LINNDRUM могли работать по этому протоколу посредством специальных конвертеров сигнала. И через них же и рождался этот характерный звук. Однако если вы не причисляете себя к ценителям ретро-звука и ретро-инструментов, то лучше остановитесь на выборе модели с интегрированным MIDI.
- Габариты. При ограниченном свободном месте стоит присмотреться к моделям без пэдов, а вместо них набивать ритм руками через подключённый внешний контроллер или простую MIDI-клавиатуру;
- Вид синтеза. Модели с аналоговым синтезом не только немало стоят, но и обладают довольно ограниченным звучанием. Виртуально-аналоговые модели звучат разнообразнее, но им не хватает насыщенности и «толщины» звука. Основанные на сэмплах или частотной модуляции (FM-синтезе) версии инструментов довольно интересно звучат, но им не хватает универсальности. Если этот инструмент для вас что-то новое, то выбирайте сэмплерные варианты. В них вшито множество наборов барабанов различного характера звучания, обычно есть MIDI-интерфейс и возможность загрузки новых звуков с цифровых носителей.
- Цена. Естественно, стоимость культовых моделей заоблачная. Однако немало инструментов, сделанных её в середине 80-х годов, обладают весьма неплохим звучанием, при этом цена на них весьма демократична.
Внедрение драм-машины в композицию сделает её гораздо ярче и интересней. Не стоит пренебрегать ей и использовать как при создании электронной музыки, так и при записи исполнителей вживую, тем более что сегодня проблем с выбором модели с желаемыми характеристиками и по желаемой цене нет.