Все о создании звука в индустрии кино
Оценивая просмотренный фильм, мы зачастую думаем о сценарии, режиссуре, игре актеров, работе оператора, использовании спецэффектов. Однако о звуке вспоминает далеко не каждый. Между тем, именно звук способствует созданию эффекта присутствия, благодаря которому зритель верит в то, что видит на экране. Мы не замечаем, насколько реалистично звучит стук каблуков по мостовой, скрип двери или дыхание человека. Однако без этих звуков картинка получается ненастоящей, поскольку зритель в нее не вовлечен. Процесс создания и записи всех сопровождающих действия в кинофильме звуков сложен и важен. Натурные съемки не предполагают запись живого звука, поскольку он получается слишком размытым, невыразительным. Озвучивание фильма полностью осуществляется в студии. При этом приходится записывать все: шуршание травы, шум ветра, крики птиц, даже звуки падения предметов и открывания пакета с чипсами. Даже простой автомобиль рассматривается звукорежиссером как полноценный актер, воспроизводящий звуки работающего мотора, шуршания кожаных сидений, скрипа резиновых покрышек.
В распоряжении создателей фильма есть масштабные фонотеки, где имеется колоссальное количество самых разнообразных звуков. Однако каждый звукорежиссер стремится к индивидуальности. Он хочет добавить в фильм такой звук, который отражал бы обстановку, настроение, действие. Например, походка у каждого человека своя. А при разном расположении духа и в разных ситуациях звуки шагов одного и того же человека могут различаться. Трудно найти в готовой фонотеке те варианты, которые помогут передать спешку, переживание, страдание, радость, стресс, другие эмоции. Зачастую неважно, по какой дороге и в какой обуви идет киногерой, важнее передать эмоции. В этих случаях требуется уникальное звучание, поэтому звук записывается с учетом сюжета и конкретного эпизода в фильме. Это задача звуковых оформителей, которые работают на студии и пользуются для имитации самых разнообразных звуков самыми необычными и неожиданными вещами и предметами.
Вот некоторые хитрости, к которым прибегают саунд-дизайнеры для получения нужного им звука.
- Шум от вспыхнувшего пламени получают путем быстрого взмаха веником по ткани.
- Для имитации шагов по снегу используют крахмал, который просто мнут руками.
- Хруст шейных позвонков имитируется посредством сжимания экспандером капустного листа.
- Цокот лошадиных копыт по мостовой получается при постукивании друг о друга деревянных плошек либо кокосов.
- Звук морского прибоя идеально создается с помощью ящика с песком, который наклоняют в разные стороны.
- Имитацию автомобильной аварии создают путем встряхивания железного ящика с мелкими металлическими деталями.
Звукооформители – это профессионалы, обладающие острым слухом и богатой фантазией. У многих есть музыкальное образование и актерский талант, они помогают им передавать настроение, характер героя, предлагаемые обстоятельства. За рубежом данным специалистам придумали свое название - foley artists по имени Джэка Фоли. Это пионер звукового кино, он трудился в Голливуде на протяжении 30 лет (с 1930 до 1960 гг.) и всячески содействовал переходу немого синематографа к звуковому кино. Фоли придумал большое количество разных техник, которые до сих пор используют звукооформители.
Саунд-дизайнер является незаменимым участником постпродакшн и отвечает за правдоподобность, реалистичность звукового сопровождения фильма. Важным качеством такого специалиста является умение сосредоточиться на сюжете, прочувствовать и увидеть все то, что зрителям только предстоит услышать. Любое движение и даже полное отсутствие активности на экране сопровождается звуком. Порой звукооформителю нужно только повторить движение: стукнуть, укусить, сделать пару шагов. Но для воспроизведения звука важно найти подходящие поверхности, материалы.
В кинематографе часто возникает потребность в загадочных, не слишком понятных для зрителя звуках. Как записать трепет крыльев эльфа или пчелки в детском мультфильме? Можно попробовать задействовать вентилятор или покрутить колесо велосипеда, на котором закрепить кусочек бумаги. Как имитировать леденящие душу звуки раздирания плоти, хруста костей, чавканья в фильме ужасов? Можно воспользоваться сырым фаршем, пастой, обильно политой кетчупом, жареной курицей, раздираемой руками. А капустные листы и сырые макароны отлично помогут в создании звука ломающихся костей. Самые разные предметы помогают саунд-дизайнерам получать уникальные звуки. Однако процесс озвучания является очень длительным, трудоемким и требует больших денежных затрат. Стоимость услуги «foley artists» в Соединенных Штатах весьма высока, поэтому создатели фильма все чаще прибегают к помощи фонотек. Элементарные звуки, например, шаги, шуршание одежды или шариковой ручки, быстрее записать в студии, чем искать его в фонотеке.
На «Мосфильме», «Ленфильме» и в других больших российских кинообъединениях имеются специальные студии, где осуществляется озвучивание фильмов. К работе в них приступают после того, как завершается окончательный монтаж и речевое озвучание картины. Обычно это большое помещение с колоссальным количеством самого разного реквизита, но отказываться от такой студии никто не собирается. Звуки являются самостоятельным выразительным средством и ни в коем случае не способом заполнить паузы между диалогами актеров. Поэтому звукооформители – это полноправные члены съемочной группы, актеры, которые тоже играют, но с помощью звуков и шумов.
В редких случаях всю работу выполняет один человек, но чаще команда состоит из 2-3 специалистов. Процесс озвучивания проходит так. Сначала просматривается эпизод продолжительностью примерно в 10 минут. Саунд-дизайнеры отмечают звуки, которые необходимо воспроизвести. После этого следует подбор инструментов, которые подходят для данной цели. Во время репетиции проверяется синхронизация звука с картинкой. Если есть несоответствие, подбирают другой предмет. Только после идеального совпадения звук записывается. Каждый 10-минутный фрагмент может записываться неоднократно, так как один и тот же реквизит может звучать по-разному и давать новый звуковой вариант. Главным сокровищем любой студии звукозаписи считается не оборудование, не талантливые и креативные профессионалы своего дела, а реквизит. Он накапливается там годами, имеет свою историю и свой потенциал. Каждое окно имеет свой особенный скрип, каждая дверь хлопает и открывается по-особенному, каждая чашка, плошка, иной предмет дает массу новых, необычных звуковых вариантов. Только для записи звука шагов используется целый арсенал материалов: паркет, ковры, брусчатка, пляжный песок и многое другое. Например, шаги по крыше имитируются на металлическом настиле, в избе – на деревянном полу, в квартире – на паркете. Такой реквизит всегда востребован, так как звук шагов необходим в каждом фильме.
Неискушенному зрителю и в голову не придет, как используют звукорежиссеры те или иные предметы. Колесо помогает записать шум ветра, качели – воспроизвести звук морского прибоя и т. д. Одной из наиболее сложных для звукооформителя задач является создание новых звуков, не существующих в природе. Как правило, такие звуки нужны для мультфильмов, фантастических картин. Трудно воспроизвести рев фантастической твари, шум капающей сверху едкой слизи или гул летящего космического корабля, если они существуют лишь в голове сценариста фильма. Придумать эти звуки должен звуковой дизайнер. Профессия саунд-дизайнера становится сегодня все популярнее. Это творческая работа, специалист по звуку находится в постоянном поиске и должен получать от этого удовольствие. Зачастую такое творчество бывает и веселым. Стоит посмотреть на то, что видит зритель на экране и что в этот момент делает звукооформитель для имитации сопровождающего картинку звука! Получается весьма смешной диссонанс. Попробуйте тоже воспроизвести какие-нибудь звуки, используя различные предметы. Если получится, возможно, вам стоит обратить внимание на эту творческую профессию.