ПОНИЖЕНИЕ ГИТАРНОГО СТРОЯ
Многие мастера игры на гитаре, в поиске новых красок в звучании своего инструмента, задаются целью снизить и утяжелить звук гитары до рояльных оттенков – с этой целью им приходится прибегать к понижению гитарного строя. В нашем обзоре мы подробно разберем методику выбора струн, мензуры и особенности настройки гитары.
Давайте рассмотрим интересующий нас вопрос по порядку и для начала расставим все точки над «i», что представляет собой гитарный строй. Говоря доступным языком даже для далекого от музыки человека, речь идет о способе настройки струн. Сейчас в музыкальном мире принят испанский строй, подразумевающий звучание каждой струны в кварту с другой. Однако нас больше интересуют альтернативные варианты настройки, с успехом применяющиеся в наши дни на практике.
Три самых распространенных гитарных строя на сегодняшний день:
- Стандартный. В данном случае помимо классического испанского строя EADGBE, подразумеваются и альтернативные, хотя повторяющие заложенный в нем основной принцип. Каждая струна будет звучать в кварту к другой, не считая 4-й и 5-й, настраиваемых в уменьшенную квинту. Заводя речь о стандартном строе, можно с полным правом охарактеризовать его как своеобразный плацдарм для освоения гамм – через эту «школу» проходят все гитаристы.
- Дроп-строй. Он очень похож на испанский, за исключением измененного звучания 6-й струны, настраиваемой в квинту к 5-й и в октаву к 4-й. С квинт-аккордами возможно создание очень любопытных гармоний, причем именно при дроп-строе их намного удобнее зажимать.
- Открытый. Настройка открытых струн осуществляется по нотам определенного аккорда. Данный способ в особом фаворе среди фолк-музыкантов.
Пониженные строи
Очень часто от музыкального инструмента требуется, чтобы он производил звучание более низкое, чем по стандартному строю. Смысл пониженного строя – добиться удобства игры в определенной тональности, с понижением и утяжелением звучания.
Варианты пониженного строя:
Drop D
Основной drop-строй, когда лишь 6-я струна настраивается тоном ниже до ноты «re»: DADGBE. В нем пауэр-аккорды зажимаются посредством единственного пальца – не удивительно, что такой вариант настройки весьма популярен среди многих рок-музыкантов.
Drop C
Бесспорно, очень востребованный в металле и хард-роке строй (CGCFAD). При нем струны опускают на один тон, если сравнивать с предыдущим Drop D.
Double Drop D
При «двойном Дроп Д» 1-я струна настроена в октаву с 6-й, это делает легче игру переборов при задействованных 1-й и 6-й струнах. Обозначается следующим образом: DADGBD.
Строй DADGAD
Излюбленный строй фолк-музыки. Считается, изначально он придумывался для того, чтобы было удобнее играть по нотам культовых в фолковой традиции инструментов.
Струны для пониженного строя
Когда ставится задача понижения гитарного строя больше чем на тон, готовьтесь к тому, что вам предстоит смена струн на изделия потолще, для компенсации ослабленного натяжения. Для строя ниже В (си) подойдет баритон-гитара (ее мензура длиннее обычной, что дает более глубокое и пониженное звучание).
Придерживайтесь простого правила: при пониженном способе настройки вам нужны струны толще тех, что вы использовали при стандартном. Но при этом важно не ударяться в крайности – толще, но в меру.
Итак, у вас пониженный строй, а значит, натяжение струн уменьшилось. Обеспечить достаточное натяжение помогут более толстые струны. Приглядевшись внимательнее к упаковке новых струн, вы наверняка обнаружите на ней указания: для какого способа настройки эти струны подойдут лучше всего. Допустимо слегка отступить от указаний изготовителя – скажем, на пару тонов.
Чтобы получить более ясное представление о правильном подборе струн по толщине и натяжению, следует учесть все влияющие моменты:
- Длина мензуры. Мензура – это длина рабочей (звучащей) части гитарной струны. Чем она длиннее, тем больше струнное натяжение, а значит, к струнам предъявляется требование увеличения их толщины.
- Натяжение струн. Все просто: больше струнное натяжение – толще сами струны. У струн большого диаметра объемнее и мощнее звучание, но одновременно возникает недостаток насыщенности обертонами, ведь амплитуда колебания таких струн мала. Если воспользуетесь струнами без оплетки, вам проще будет заметить выцветание такого звука до ощущения некоторой плоскости и тусклости.
- Третья струна. В наборах обычных струн у 3-й струны оплетка отсутствует. В наборах же толстых струн (если 1-я струна обладает толщиной 12 и толще) – 3-я струна с обмоткой. Обмотка способствует увеличению натяжения, в связи с этим бенды на 1,5-2 тона будут невыполнимы, но появятся и свои плюсы – впечатление от звучания подкупит слушателя полнотой и богатством звука.
Для drop-строя рекомендуется использование несбалансированных струнных наборов, а именно: 9-46, 10-52, 11-52, 12-56/60 (с понижением 6-й струны на тон относительно 1-й).
Струнные наборы с максимальными значениями толщины (например, 12-60, 13-72 и др.) в большей степени подойдут для баритон-гитары. Этот вариант оптимален для случаев, когда строй понижен особенно сильно.
Впрочем, музыканты никогда не прочь поэкспериментировать. Нередко приходится наблюдать применение струн большого диаметра для пониженного строя гитары со стандартной мензурой. Но если прожженный гитарист отдает себе отчет в своих действиях (он настраивает гитару конкретно под себя и ставит струны исходя из личного опыта), то новичка, решившего последовать данному примеру, необходимо предупредить о проблемах, которые в этом случае возникают:
- Нехватка возможностей регулировать мензуру на струнодержателе, поскольку при понижении строя потребуется ее перенастройка. Возможно, придется поменять бридж или согласиться на установку струн потоньше;
- От струн большого диаметра могут деформироваться канавки на верхнем порожке гитары. Если впоследствии вам понадобится вновь вернуться к использованию набора тонких струн, то с точной настройкой могут возникнуть проблемы;
- Поскольку колок вашей гитары был изначально рассчитан на тонкие струны, то толстые могут банально в него не влезть. Это означает, что потребуется расточка колка.
Также берите в расчет физиологию пальцев и рук. Гитаристу с маленькими руками будет очень непросто играть на толстых струнах. При этом толстые струны, по общему признанию, самый идеальный вариант для исполнения риффо-ориентированного рока.