Как подавить обраную связь
Явление обратной связи знакомо каждому, кому доводилось выступать со сцены или делать студийные записи. Этот характерный отзвук невозможно перепутать ни с чем, и ощущение от него поистине «незабываемое», и от него стараются избавиться всем возможными способами. Но как устранить обратную связь? Именно этому вопросу посвящен наш обзор. Обратная связь, фидбэк («feedback») – это акустический эффект, проявляющийся при работе микрофона, подключенного к акустической системе, выражается это явление в характерных шумах, напоминающих визг или гул, выдаваемые акустикой. Помните, что feedback способен повредить не только ваш слух, но и динамики.
Почему она возникает? Возникает она, если неправильно размещены микрофон и акустическая система, а также когда помещение оборудовано акустически неправильно.
Порядок появления обратной связи обычно таков:
- микрофон фиксирует звуки извне;
- эти звуки воспринимаются как микрофонные сигналы, затем поступающие на усилитель и акустическую систему;
- динамик транслирует эти наряду с прочими сигналами;
- микрофон еще раз воспринимает эти сторонние звуки, и все повторяется заново.
Частота обратной связи
Для обратной связи свойственны собственная частота либо частотный диапазон, вследствие чего бывает слышен или гул на низких частотах, или писк на высоких. В целом частота обратной связи зависит от ряда обстоятельств:
- Резонансные частоты микрофона, усилителя и динамика.
- Объем, конфигурация и акустические параметры помещения.
- Диаграмма направленности микрофона.
- Диаграмма излучения динамика.
- Расстояние между микрофоном и динамиком.
Причины, по которым возникает обратная связь:
- Усиление микрофонного сигнала. С ростом этого показателя повышается вероятность проявления фидбэка.
- Громкость динамиков. Очередной заслуживающий обязательного внимания показатель, если проявляется обратная связь. Уровень громкости мониторов может превышать допустимый для конкретного помещения, поэтому есть смысл снизить ее, это поможет убрать и предотвратить обратную связь.
- Расстояние между микрофоном и динамиками. Крайне важный показатель, влияющий на появление фидбэка, особенно если применяются портативные микрофоны. С приближением микрофона к динамику усиливается принимаемый микрофоном сигнал. В соответствии с законом обратных квадратов, интенсивность акустической волны обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника звука.
- Направленность микрофона. Чтобы усилить живой звук, обычно используются микрофоны с кардиоидной диаграммой направленности. Это позволяет хорошо изолировать источники звука и дает сравнительно высокое усиление до фидбэка. Микрофон кардиоидного типа сокращает вероятность обратной связи, не теряя при этом чувствительности по направлению ориентации микрофона (если он не направлен на монитор). Всенаправленные микрофоны заметно более подвержены проявлениям обратной связи.
- Площадь и конфигурация помещения. В тесном помещении микрофон воспринимает отраженный звук активнее, а это чревато появлением обратной связи, в том числе при условии безопасного расположения микрофона и динамика по отношению одного к другому. На отражаемость волн также заметно влияет конфигурация помещения и характеристики покрытия его стен: в комнате кубической формы усиливает стоячие волны, из-за которых возрастает вероятность появления обратной связи на соответствующей частоте. Во избежание этого поверхности можно прикрыть звукопоглощающими материалами, которые вполне доступны в продаже.
- Чувствительность микрофона. От этого показателя зависит сила выходного сигнала на определенном уровне звукового давления. Иными словами, высокая чувствительность микрофона не требует усиления сигнала, чтобы достичь определенного линейного уровня. Чувствительные микрофоны хуже защищены от обратной связи.
Как предотвратить и устранить обратную связь?
Искоренять это неприятное явление можно и нужно, а лучше всего его предотвращать заблаговременно. Итак, что поможет для этого?
1. Не следует помещать микрофон вблизи монитора.
Если пренебрегать этим простым правилом – вы почти неминуемо обеспечите себе фидбэк. Так что заранее прикиньте правильное расстояние. При использовании портативного микрофона не следует приближаться к динамикам и тем более направлять микрофон в их сторону. Кстати, как раз по этой причине на всех «живых» концертах мониторы помещают перед сценой, направляя в зрительный зал, подальше от артистов.
2. Применяйте направленные микрофоны в основном с кардиоидной диаграммой направленности.
Ранее уже было отмечено, что кардиоидная диаграмма – оптимальный выбор для выступлений «вживую». Объясняется это тем, что подобные устройства почти не воспринимают звуковые сигналы позади них (обладают «нулевой точкой»). Кардиоидные устройства невосприимчивы к звукам сзади, и это дает возможность сориентировать монитор на нулевую точку микрофона так, чтобы артист слышал только себя.
3. Понизьте усиление и уровень громкости микрофона
Данный метод является наиболее быстрым и простым. Опытным путем определите, требуется ли регулировка громкости либо усиления. Экспериментируйте со стилями микширования, параметрами аудиосигналов и прочими характеристиками. В частности, когда произведена полная настройка, проще всего избавиться от обратной связи от микрофона – быстро снизить его громкость.
4. Эквализируйте (прозвоните) помещение
Это способ, чтобы уменьшить feedback, выровняв акустическую картину (основной микс и опционально миксы монитора). В своей сущности данный подход позволяет отфильтровать резонансные частоты зала из микса используемой вами акустики. Определив резонансные частоты в помещении, вы существенно сократите эффект стоячих волн на обратную связь, поступающую в микрофон. Фильтруя данные чувствительные резонансы, свойственные помещению, вы сможете повышать усиление и громкость до порога, когда появится фидбэк. В этом вам помогут графический и параметрический эквалайзеры, полезен также будет автоматический фидбэк-подавитель.
5. Воспользуйтесь ВЧ-фильтром сигнала от микрофона
Если вы не используете микрофон для работы с низкочастотными сигналами (например, с тяжелыми басами), то воспользовавшись ВЧ-фильтром, вы заметно повысите качество микса, сократив вероятность проявления фидбэка.
6. Разместите микрофоны поближе к источнику звука
Тем самым вы сможете предотвратить воздействие на микрофон большей части посторонних источников звука и шумов. При захвате звука напрямую есть возможность не прибегать к значительному усилению, но получать при этом качественный и четкий сигнал, при котором сокращается вероятность проявления обратной связи. Проще говоря, певцу следует держать микрофон поближе ко рту, а музыканту – к его инструменту.
7. Нужно изолировать микрофон от пола
Предотвращение вибрации микрофона (она нередко поступает именно от пола) помогает в значительной степени предотвратить проявление обратной связи. Как известно, акустические волны могут передаваться не только по воздуху, но также и в любых других средах, при этом в них генерируются вибрации. В частности, микрофонная стойка способна передавать их от пола к микрофону, так что есть смысл применить специальные амортизаторы типа «паук».
8. Следует определить максимальное усиление
В ходе саунд-чекинга либо репетируя выступление, отыщите предел усиления до возникновения фидбэка для всех используемых микрофонов. Для этого следует постепенно повышать усиление каждого из них до появления обратной связи. Так вы установите нормальный порог ее появления. После этого понизьте усиление на несколько децибел, чтобы не рисковать во время выступления. Когда громкость сигнала возрастет, не понадобится слишком резко сбрасывать усиление микрофона, чтобы он не начинал «фонить».
9. Пользуйтесь внутриканальными мониторами
Наушники-вкладыши дают возможность слышать себя в ходе выступления, при этом акустику на сцене следует целиком ориентировать на зрительный зал, чтобы предотвратить попадание микрофона под ее сигнал.
10. Пользуйтесь меньшим количеством микрофонов
Сократив число включенных микрофонов на сцене, вы заметно сократите возможность проявления акустического фидбэка и легко справитесь с ним, если он появится.
11. Проделайте акустическую подготовку помещения
Это нужно для того, чтобы снизить до предела возможность звуковых отражений и стоячих волн. Вам помогут в этом специальные материалы со звукопоглощающими свойствами и изменение геометрии поверхностей комнаты.
12. Применяйте подавитель обратной связи
Автоматика, подавляющая акустический фидбэк, действует по следующей схеме: установленное в устройство программное обеспечение анализирует поступающий сигнал, отыскивая в нем признаки фидбэка. Обнаружив таковые, ПО включает фильтрацию на каждую из частот этого фидбэка, понижая усиления конкретной частоты. Высокочувствительные фильтры отделяют нежелательные частоты при максимальном сохранении прочего частотного спектра – тем самым поддерживается наилучшее качество звучания. Эти операции длятся порядка сотой доли секунды и срабатывают прежде, чем наш слух сумеет ощутить малейшие акустические неполадки.
Автоматика подавления фидбэка крайне проста в использовании: всего лишь задайте нужный уровень подавления, и он будет выполняться в автоматическом режиме. Имеется также возможность выбора способа управления: нажимая кнопки с предустановленными настройками либо прибегнуть к более тонкой регулировке. Таким образом, очевидно, что акустический фидбэк (обратная связь) способен проявиться на любой частоте и зачастую порождается сочетанием разных обстоятельств. Даже не имея большого опыта в работе со звуком, можно отыскать решение проблемы методом проб и ошибок. Но куда проще – прислушаться к изложенным здесь практическим советам и заранее предотвратить появление фидбэка либо избавиться от него легко и быстро.