ВИДЫ ФЛЕЙТ
Историки музыки относят флейту к древнейшим духовым инструментам, созданным человеком. Появление поперечной модификации связывают с периодом заката античности. Впервые такая конструкция была применена в IX столетии до нашей эры. В минувшие времена для изготовления флейт чаще всего использовали дерево. Эта традиция сохранилась и поныне.
Многие мастера по-прежнему предпочитают самшитовую или кленовую древесину. Несколько реже применяются дорогие сорта красного дерева.
Для массового изготовления инструментов используют более практичные материалы: металл нескольких видов и прочный пластик. Изредка можно встретить стеклянные или костяные экземпляры.
Как устроена флейта
Сначала немного истории. Изначально существовало два типа концертных флейт: прямая и косая. До XVII века музыканты предпочитали широко распространенную прямую или продольную модель с верхним наконечником. При игре ее держали вертикально. Поперечная или косая флейта, оснащенная боковым амбушюром, использовалась в горизонтальном положении. В 1832 г. ее механика была усовершенствована Теобальдом Бемом.
Он изменил систему клапанов и улучшил резонанс. С той поры поперечная флейта завоевала множество поклонников и получила мировое признание. В память о немецком мастере ее часто называют флейтой Бема. Прямая модель постепенно утратила былую популярность. В наши дни используется преимущественно блокфлейта для исполнения старинной музыки.
Многие музыканты считают поперечную флейту самым виртуозным инструментом сопранового регистра. Она обладает четырьмя октавами (1─4) и способна издавать разнообразные звуки: чистые и прозрачные в piano высокого регистра, свистящие и пронзительные в forte. Тембр низкого регистра может быть холодным, суровым, глуховатым. В средней тональности инструмент звучит светло, мелодично и нежно.
Основные части конструкции
Флейта состоит из 3 частей: головки, тела и колена.
Строение головки
Эта верхняя часть инструмента иначе называется мундштук. С боковой стороны она оснащена губным отверстием или дульцем, через него вдувают воздух. Сверху головку закрывает коронка или венец. Дульце имеет специальную накладку или губки. Важная деталь помогает плотно и правильно приложить инструмент ко рту, уменьшает потерю воздуха.
Настроечную пробку с винтом на верхушке головки задвигают внутрь до оптимального положения. С этой целью используют насаженный деревянный колпачок. Правильно установленная пробка обеспечит максимально точное звучание каждой из октав. Крутить ее для подстройки какой-либо ноты ни в коем случае нельзя. Это неизбежно приведет к потере всего строя.
Корпус или тело
Так принято называть среднюю, самую длинную часть флейты. На ней располагаются «дырочки» и система связанных друг с другом клапанов. Их предназначение – закрывать и открывать звуковые отверстия. От настройки клапанного механизма зависит звучание инструмента. Обращаться с ним нужно с предельной осторожностью.
Существуют 2 типа конструкции. Первая из них линейная, с клапанами, расположенными в один ряд, что выглядит более эстетично, но создает некоторое неудобство при игре. У второй 2 клапана ноты «соль» немного выдвинуты вперед, безымянному пальцу легче до них дотянуться. Выбор конструкции зависит от личных предпочтений исполнителя, на акустику это не влияет.
Что такое «колено»
Третья часть поперечной флейты или колено выглядит, как цилиндрическая трубка либо стержень. На нем расположены отверстия, рычажки и клапаны. От особенностей этой детали зависит самая нижняя нота инструмента.
Выделяют две разновидности колена: «си» и «до». В первом варианте нижней будет нота «си» (малая октава), во втором «до» (первая октава). У модели с коленом «си» есть специальный рычаг «гизмо», он помогает извлекать «до» в третьей октаве. Для нажатия на клапаны используют мизинец.
Ученические и детские флейты
Для учебных целей предпочтительны инструменты с закрытыми клапанами, на них легче играть. Специально для детей и людей небольшого роста были разработаны модели с изогнутой головкой. Такой тип конструкции нужен для того, чтобы небольшие руки и пальчики могли дотянуться до нужного клапана. Экземпляры стандартных размеров могут вызвать затруднения и, как следствие, утрату энтузиазма.
Подросшим детям и взрослым, научившимся играть на «облегченном» инструменте, можно осваивать флейту с резонаторами. Модели с открытыми клапанами предоставляют исполнителям гораздо больше возможностей, поэтому их предпочитают профессионалы. Улучшается звучание флейты, расширяется диапазон использования музыкальных эффектов.
Для производства детских и ученических инструментов часто применяют металлический сплав, включающий никель с серебром. Такой материал стоит дешевле, но в отличие от серебра, гораздо прочнее. Кроме того, внешний вид флейты ничем не уступает серебряным моделям. Людям с аллергией на никель следует обратить внимание на состав материала.
Инструменты для продвинутых исполнителей
Прежде всего, это будут флейты с резонаторами. Как уже говорилось выше, к открытым клапанам нужно приспособиться. Для того, чтобы быстрее привыкнуть к новой механике, лучше начинать с моделей с временными заглушками. Когда отпадет необходимость, их можно легко убрать. Нужно иметь в виду, что использование заглушек отражается на резонансе и звучании инструмента, но это временное решение.
Следующий отличительный признак флейт профи-уровня связан с конструкцией колена. В частности, речь идет о третьем дополнительном клапане для извлечения ноты «си» в малой октаве. Добавление рычага «гизмо» обеспечивает чистоту выдуваемых звуков, включая третью октаву.
В отличие от ученических флейт, инструменты для профессиональной игры делают из более качественных и дорогих материалов. Кроме того, их можно узнать по клапанам, имеющим специальную напайку. Их в музыкальных кругах называют французскими. Такая особенность служит дополнительной опорой и помогает плотному контакту с пальцами исполнителя. Безупречность механики гарантирует высокую скорость отклика, легкость и мягкость движений.
Разновидности поперечных флейт
Оркестровые флейты подразделяются на несколько основных видов: большая, малая, басовая, альтовая. Другие разновидности инструмента, такие как окто- и гипербасовая флейта или большая ми-бемоль используются редко, в рамках отдельных музыкальных направлений.
Большая флейта или флейта-сопрано
Инструмент принадлежит к категории концертных флейт сопранового регистра и входит в постоянный состав оркестра. Большой флейтой музыкант должен владеть в совершенстве, поскольку она всегда востребована. Остальные разновидности инструмента он изучает позднее и использует по необходимости.
Малая флейта-пикколо
Возможно, кто-то посчитает пикколо маленьким аналогом большой флейты, к тому же у обеих одинаковый строй «до». В действительности между этими инструментами имеется несколько существенных отличий. Это не только размер флейты-пикколо – миниатюрного представителя семейства. Инструменты различаются высотой звучания (у большой флейты она на октаву ниже) и тембром, у пикколо он более резкий.
Начинающий музыкант может столкнуться с определенными трудностями. При игре на малой флейте требуется форсированное вдувание воздуха. Клапаны на укороченном корпусе расположены плотнее обычного, к этому нужно будет приспособиться.
Есть несколько нюансов, которые полезно учесть при выборе малой флейты из разных материалов:
1. Инструмент с головкой и телом из пластика отличается прочностью, что немаловажно для процесса обучения. Внешние факторы – погода и климат не влияют на звучание.
2. Пикколо с металлической головкой и деревянным корпусом станет оптимальным вариантом для начинающего. Благодаря удобной форме губок и головке из металла, упрощается управление воздушным потоком, легче извлекать звуки.
3. Металлический корпус с такой же головкой способствует яркому, выразительному звучанию. Отлично подходит для игры в уличном оркестре. Не боится осадков и влажности.
4. Корпус с головкой, сделанные из древесины, способствуют большей мелодичности инструмента. Такой вариант часто предпочитают профессионалы для исполнения соло в духовом ансамбле. Плохо переносит влажность.
Альтовая флейта
Эта разновидность флейты характеризуется своеобразным густым тембром. Часто входит в постоянный состав духовых ансамблей. Начиная с конца XX столетия, активно используется для исполнения сольных партий в сопровождении оркестра. От сопрановой флейты отличается шириной и длиной тела, а также более низким звучанием (преимущественно, строй «соль»). Верхний регистр несколько резкий, пронзительный, средний – приятный для слуха и полнозвучный, с гибкими, красивыми нюансировками.
Басовая флейта
Инструмент приобрел популярность у продвинутых исполнителей, играющих в составе флейтовых квартетов и квинтетов. Чтобы добиться чистого звучания басовой флейты, от музыкантов требуется высокий уровень мастерства. Подобная особенность связана с немалым размером инструмента. По этой причине в оркестрах он встречается нечасто.
То же самое относится к субконтрабасовой и контрабасовой флейтам с более низким тембром. Эти разновидности духового инструмента используются только в ансамблях флейтистов.