КАК ВЫБРАТЬ САКСОФОН
Возраст саксофона перевалил уже за полторы сотни лет. Честь его изобретения принадлежит музыкальному мастеру из Бельгии Адольфу Саксу, подарившего детищу свое имя. Начиная со времени создания ― 1842 год, популярность нового духового инструмента неуклонно росла. Его магические звуки продолжают покорять сердца любителей музыки.
Семейство саксофонов: характерные особенности
Саксофону всегда невероятно везло. Духовой инструмент почти с тремя октавами диапазона завоевал любовь музыкантов своеобразным характером звучания: волнующим тембром, полнотой и силой звука, певучестью и неповторимыми вибрациями. Он прочно «прописался» в духовых и эстрадных оркестрах, завоевал джаз, рок и близкие по характеру жанры. Его не обошла стороной симфоническая музыка.
Благодаря изобретательности Сакса, у исполнителей появилась возможность пользоваться инструментами с разной высотой звука и характерным тембром. Отличия обусловлены размерами, формой и особенностями конструкции. Познакомимся с некоторыми разновидностями подробнее.
Миниатюрный соприлло сейчас встречается редко. Однако тот, кому довелось слышать его мелодичное звучание без визгливых интонаций, получили подлинное удовольствие.
Самый высокий звук издает сопранино. Изогнутый вариант звучит мягче прямого и наряду с сопрано используется для обучения детей. Саксофон-сопрано отличается особым благородством звучания.
У альта с его замысловатыми пассажами сложилась репутация любимца публики. На нем часто исполняют сольные партии в симфонической, камерной, джазовой и поп-музыке. По популярности с ним может конкурировать разве что тенор с грудным сочным звуком, непревзойденный солист ритм-энд-блюза и рока.
Густой, глубокий звук баритона и баса особенно выразителен в нижнем и среднем регистре. Бас-саксофон был непременным участником джазовых оркестров на пике их популярности в 20-е годы. Позднее традиционные биг-бенды состояли из двух теноров и альтов, а также баритона.
Большинство профессионалов и любителей саксофона предпочитают играть на теноре или альте. Из-за конструктивных особенностей этих инструментов их чаще используют для обучения взрослых новичков. Однако детей можно учить, начиная с саксофона-сопрано.
Строение инструмента
Саксофоны имеют форму конической трубки. Разновидности с низким строем, такие как тенор, изогнуты наподобие чубука, а с высоким, например, сопрано, небольшой длины, поэтому чаще всего прямые. Хотя возможны исключения из правил.
Инструмент состоит из деталей разного размера: более крупных ― корпуса, раструба, эски и мелких ― мундштука, лигатуры, трости и наконечника. Для изготовления корпусов применяют латунь или медно-цинковый сплав, называемый томпаком. Иногда используют тот же сплав, обогащенный никелем (пакфонг).
Эска похожа на латинскую S, отсюда ее название. На ее верхнем конце закреплена пробка, которая соединяется с мундштуком. Он, несмотря на небольшой размер, способен существенно влиять на тембр звучания. Специалисты считают, что для исполнения классики лучше пользоваться эбонитовым, а для рока и джаза металлическим мундштуком. Начинающим саксофонистам больше подходит первый вариант.
Звук производит камышовая, деревянная, бамбуковая или пластиковая трость: она колеблется при вдувании воздуха в саксофон. Чем толще кончик, тем сложнее извлечь звук. Знатоки утверждают, что именно от трости, а не от корпуса, зависит качество звучания. Они предпочитают изделия ручной работы.
Соединяет мундштук с тростью специальная машинка в форме хомутика, ее называют лигатурой. Она бывает кожаной, металлической или даже веревочной. Дополнительной деталью конструкции служит защитный колпачок, его надевают на хрупкий кончик трости во время долгих пауз.
На корпусе инструмента расположено от 19 до 22 клапанов, это целая система. Их функция закрывать и открывать отверстия, чтобы обеспечить воспроизведение звуков различной высоты (нот).
Иногда для отделки саксофонов используют лак, позолоту или серебрение. Существует мнение, что покрытие не просто повышает декоративность изделия, но делает тембр более ярким, волнующим и выразительным. Это особенно заметно в верхнем регистре.
За годы существования саксофона не раз предпринимались попытки усовершенствовать детали конструкции. Фирмы-изготовители заинтересованы в расширении технических возможностей и звучания своих инструментов. Изменения в основном касаются клапанной механики и мундштука.
Выбор саксофона
Для начала поясним, что все музыкальные инструменты подразделяются на профессиональные и так называемые студенческие модели, которые технологически несовершенны. Лучше выбирать профессиональный инструмент, несмотря на более высокую цену. Хорошее качество стоит потраченных денег.
Посоветуйтесь с авторитетным лицом в сфере музыки: преподавателем или опытным саксофонистом, изучите продукцию разных изготовителей, ознакомьтесь с подробными обзорами. Традиционные критерии выбора ― известность производителя, качественные материалы и сборка, звучание инструмента, достойный внешний вид.
Но нельзя сбрасывать со счетов еще один, возможно, самый важный фактор: саксофон должен так понравиться, чтобы не хотелось выпускать его из рук. Если «любви с первого взгляда» будут соответствовать хорошие характеристики, то это ваш инструмент!
Не обязательно гнаться за дорогостоящими моделями раскрученных японских или итальянских фирм. Обратите внимание на компании, выпускающие вполне приличные инструменты по приемлемой цене. Их технические характеристики не уступают известным брендовым изделиям.
Прогресс не стоит на месте, рынок музыкальных инструментов пополнился электронными саксофонами. Пластиковые модели работают от источника питания, весят легче традиционных экземпляров, имеют дополнительные возможности. Но настоящие ценители изобретения Адольфа Сакса вряд ли променяют классическое звучание на синтезированный звук.
Бельгия гордится своим замечательным мастером, положившим начало победному шествию саксофона по миру. В память о нем была выпущена 200-франковая банкнота с его портретом.
Уход за инструментом
Хотите, чтобы тщательно выбранный саксофон служил долго и хорошо звучал? Тогда с ним нужно бережно обращаться и правильно ухаживать. Инструмент должен быть защищен от случайных поломок и неблагоприятных условий. Вмятины на корпусе портят внешний вид, ухудшают звучание, повреждение хрупкой механики чревато серьезными последствиями. Для транспортировки и хранения саксофона лучше всего приобрести непромокаемые прочные кейсы.
Уход за инструментом состоит из простых, но обязательных манипуляций, их выполняют в начале и конце каждого занятия. Кроме того, раз в полугодие металлические детали конструкции необходимо смазывать тонким слоем специального масла.
Музыканты используют следующую схему ухода:
• прежде чем играть на инструменте, смазывают пробку на торце эски, чтобы дольше сохранить ее целостность;
• завершив игру, саксофон протирают снаружи мягкой салфеткой, для лакированных поверхностей используют спирт либо соответствующее средство;
• затем инструмент разбирают и удаляют скопившуюся в мундштуке, эске и корпусе влагу предназначенными для этого ершиками;
• мундштук промывают в мыльном растворе, удаляют остатки смазки, тщательно ополаскивают и вытирают досуха;
• трости нуждаются в особенно бережном уходе, могут коробиться при высыхании, поэтому их укладывают в специальный футляр с мягкой крышкой и желобками, защищающими от деформации.
Соблюдение несложных правил позволит любимому инструменту оставаться в целости и сохранности.