СИНТЕЗАТОР: ПУТЬ К МУЗЫКЕ БУДУЩЕГО
Идея синтезировать звук зародилась давно. Ещё средневековые органисты пытались получить сложное звучание, когда на основной тон «навешиваются» дополнительные обертоны. Был изобретён микстурный регистр, который позволял создавать смешанное звучание, при помощи одной большой трубы и нескольких трубочек поменьше. Создателям органов очень понравилась находка — это и был первый шаг к синтезатору.
А один английский философ Нового времени, живший в XVII веке, Фрэнсис Бэкон, отличавшийся тягой ко всему новому, предсказал в своей книге, что в будущем музыканты найдут возможность генерировать звуки. Так и случилось, правда, спустя более чем 200 лет.
Попытки заставить звук изменяться благодаря электричеству, делал в середине XIX века немецкий акустик Герман Гельмгольц. В своих опытах он искал эталонные звуки, пропуская их через электричество и фиксируя множество обертонов, получаемых благодаря колебаниям.
В большей степени желание создать синтезатор волновало не музыкантов — этим занимались учёные и инженеры. Особенно активны всю вторую половину XIX века были американцы. Они славно потрудились и создали музыкальный инструмент, который весил двести тон. Эту неподъёмную конструкцию приводили в действие 145 динамо-машин. Конечно, такое изобретение не могло быть востребовано.
Вот тут и вышел на международную арену наш соотечественник, молодой физик, Лев Сергеевич Термен. Он представил миру достаточно мобильную конструкцию, названную терменвокс. Правда, электронный музыкальный инструмент был запатентован в Америке — молодой Советской власти, видимо, было не до изобретения музыкальных инструментов.
Развитие синтезатора было уже не остановить. Теперь этим занялись французы и немцы. В течение двадцати лет вносились различные правки, решался вопрос габаритов и цены.
К 80-м годам прошлого столетия синтезаторы прочно вошли в жизнь музыкантов, а в 90-х появились цифровые версии.
Изобретатели музыкальных инструментов не останавливаются. Творческие люди используют современные технологии для раскрытия своего потенциала. Уже никого не удивишь электронной гитарой, и даже лазерной арфой.
Но именно синтезатор — инструмент будущего. Сейчас синтезатор классифицируется восьми типами, в зависимости от генерации звуковых волн. А в зависимости от технологии он может быть: аналоговый, виртуально-аналоговый, цифровой. Это, конечно, не придел. Музыканты-новаторы постоянно предлагают новинки: то соберут клавиши в сферу, заменив их кнопками, то предложат сенсорный вариант.
Безусловно, тот момент тожественности и грандиозности, который даёт целый оркестр, никогда не сможет заменить музыкант с одним небольшим инструментом. Но он может многое на сцене и в студийном павильоне. И совершенно точно, что нашим музыкантам и современным технологиям больше друг без друга никак.