ЧТО ТАКОЕ ГЛЮКОФОН?
Глюкофон – название, ставшее общим для язычковых музыкальных инструментов, изготовленных на основе металлических заготовок и производственных емкостей различного назначения. При виде глюкофона у многих возникают ассоциации с экзотическим барабаном, имеющим какие-то ярко выраженные этнические корни. Придется вас разуверить: это не так. Глюкофон – вовсе не этнический инструмент и даже не барабан в прямом смысле этого слова. Вам предстоит знакомство с инструментом, который корректнее отнести к группе перкуссий. Но вопросов остается еще предостаточно. Как появился этот загадочный инструмент с характерными лепестками-прорезями на боках? Кому мы должны быть благодарны за его изобретение? Почему закрепилось именно такое название? Давайте разбираться по порядку.
Что же такое глюкофон?
Окутанный тайной глюкофон выглядит чем-то похожим на маленький космический аппарат с гибридным звучанием колокольного звона и завораживающего пения арфы. Наименований у глюкофона в разное время было много: начиная от «язычкового барабана» и заканчивая «барабаном счастья» (кстати «глюк» – по-немецки «счастье»). На Западе его предпочитают называть «Steel Tongue Drum», а также «Tank Drum».
Согласно утвержденной ныне музыкальной классификации, глюкофон ближе всего к идиофонам: музыкальным инструментам, где источником звука выступает корпус.
Идиофоны (в переводе с греческого – «собственный звук») не нуждаются для звукоизвлечения в манипуляциях сжатия и натяжения, поэтому в их случае мы имеем дело явно не с барабаном. Тогда с чем?
Многие историки, при поддержке археологов, утверждают, что идиофоны представляют собой очень древнюю группу музыкальных инструментов. С этим мнением кто-то может соглашаться или отвергать его, но факты – довольно упрямая вещь. Инструменты данного типа получили весьма широкое распространение, их присутствие отмечено фактически во всех известных культурах мира. Наши предки производили такие инструменты не только из дерева и металла, но даже из керамики и стекла.
Истоки появления глюкофона
Первые видеоролики с участием этого занимательного музыкального инструмента датируются 2005 годом, когда доминиканский музыкант-самородок Фелле Вега устроил презентацию своего ноу-хау «Tambiro», изготовленного из газового баллона с вибрирующими лепестками на боку корпуса.
Можно ли считать Вегу полноправным первооткрывателем? Ведь в африканских и индейских племенах поныне распространен щелевой и лепестковый барабан. Да, он не из пропанового баллона, но ведь принцип тот же! И этот принцип, кстати, подходит для большинства ударных инструментов, известных с древности. Во многих сохранившихся диких и полуцивилизованных племенах до сих пор используются их аналоги. Вполне вероятно, что эти племенные музыкальные инструменты, точно так же имеющие лепестки и резонатор для усиления вибраций и звука, послужили неким вдохновением для компиляции.
Несколько позже американец Деннис Хавлена, заинтересовавшийся этой нетривиальной находкой, решил ее усовершенствовать. В итоге он расположил лепестки не по бокам корпуса, как было у Веги, а на днище баллона. Игра стала гораздо удобнее, и к тому же это решение позволило расположить по кругу с десяток нот.
С момента внесения корректив Хавленой, разметка глюкофона стала считаться «классикой» и впоследствии обходилась без заметных изменений. Габариты глюкофонов колеблются в диапазоне от 20 до 100 см в диаметре; по форме они могут быть эллиптическими, сферическими, параллелепипедными и дискообразными; они могут отличаться также основным материалом, из которого изготовлен корпус, числом лепестков, а также типом покрытия. Можно встретить глюкофоны с закрепленным строем либо с возможностью менять настройки в заданных границах. Кроме этого, глюкофоны делятся на акустические и снабженные звукоснимателями с подключением к усилкам и музыкальным процессорам. Если вас интересует средняя стоимость глюкофона, то на сегодняшний день она колеблется в пределах 150-600 долларов США. Корпус глюкофона – металлический. Собственно, именно он в совокупности с прорезанными лепестками и выполняет функцию резонатора. Варьируя размер лепестка, мы получаем возможность настраивать его колебания на нужную ноту. В зависимости от параметров и строя глюкофона, в нем бывает от 4 и до 13 нот. Исполнитель может использовать более одного инструмента и тем самым расширить диапазон. Игра на глюкофоне возможна как руками, так и палочками со смягченными наконечниками. Палочки дадут вам более чистое и громкое звучание. В отличие от них, игра руками будет сопровождаться типичными «шлепающими» звуками. Впрочем, многим музыкантам даже нравится этот побочный тактильный эффект, и в отдельных случаях, как они считают, его можно довольно выгодно использовать. Преобладает мнение, что для игры на глюкофоне не обязательно блистать музыкальными способностями – с игрой может справиться любой человек с минимальным чувством ритма и готовностью немного потренироваться извлекать из глюкофона нужные звуки. Последним важным фактором, о котором следует сказать, является долговечность инструмента. Привести в негодность глюкофон крайне сложно. Даже если инструмент упадет с высоты, поломка крайне маловероятна. А нюансы настройки инструмента дают возможность сохранять правильный строй и звучание глюкофона десятки лет.