Фузз
Фузз (Фус, Фуз; максимально точный перевод с английского Fuzz: Фаз) — это разновидность гитарного эффекта, в основе которого лежит принцип нелинейного искажения аудиосигнала от инструмента с абсолютной потерей его огибающей. Поначалу для достижения эффекта применялись приборы на транзисторах, позже — на цифровых схемах.
Принцип Фуза
Фузз возник как следствие попыток получения «перегруженного» звука на начальных моделях транзисторных усилителей для электрогитар. В последующем для получения эффекта использовали 2 способа:
- подачу превышенного уровня входного сигнала на усилитель. Это приводит к ограничению различной степени жёсткости и существенному искажению звука (эффект перегрузки, характерный для дисторшна и овердрайва);
- применение транзисторных приборов для предобработки поступающего на усилитель сигнала. Такие устройства жёстко ограничивают сигнал, что обуславливает почти абсолютную потерю первоначального тембра и получение им выразительного «органного» или «кларнетного» звучания (в чём и выражается эффект фуз).
Схема устройства
Устройство простейшего типа включает в себя двухтранзисторный усилитель с ПОС. Подобная схема, являющаяся основой фуса, получила название триггер Шмитта.
Её особенностью является то, что входящий аудиосигнал на выходе приобретает форму прямоугольного. На фоне других эффектов нелинейного типа фузз отличается резкостью и выразительностью звучания. В многополосных устройствах используется отдельный звукосниматель с индивидуальным каналом обработки для каждой струны. Недостаток шестиканальной схемы заключается в её громоздкости, сложности и дороговизне. Однако, любая из других схем не способна обеспечить всю выразительность и необычность звучания, характерные для многоканального фузза.
Основанный на простых схемах эффект не способен обеспечить красоту и чистоту звучания. Впрочем, как овердрайв, дисторшн и многие другие эффекты. Проблема в том, что фузз отличается высокой чувствительностью к качеству входного аудиосигнала: при появлении помех и наводок одновременно с полезным сигналом возникает треск с аналогичным уровнем, а характерные искажения формы аудиосигнала становятся причиной потери выходящим сигналом основного тона. В защиту фузза стоит отметить, что шумы в паузе у эффекта отсутствуют, и это дополнительно сочетается с невосприимчивостью к низкоуровневым помехам. Чтобы получить качественный звук на выходе, нужно подготовить входящий аудиосигнал: отфильтровать его (нередко даже выделяется первая гармоника), наложить компрессию, выставить ограничения. Нередко музыкантами применяется целая последовательность устройств с различными эффектами (эквалайзера—компрессора—дисторшна—фузза—эквалайзера).
В отличие от базирующихся на перегруженных усилительных устройствах схем, фуз отличается малой чувствительностью к элементарной базе. Соответственно, эффекты, базирующиеся на схемах с применением ламп и транзисторов, не отличаются своим звучанием.