КАК ВЫБРАТЬ ГИТАРНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ. ЧАСТЬ 2.
Если вы еще не знакомы с первой частью данной статьи, советуем к прочтению!
4. Ламповое гитарное усиление
Отличать схемы усиления между собой принято согласно порядку соединения радиодеталей, составляющих цепь, формирующую звучание. Преимущественно гитарные усилки собираются по схеме «Class A» – ей свойственны широта динамического диапазона, напористое звучание и приятный «сливочный» перегруз. От старых усилков А-класса, которые еще обходились без мастер-регулятора громкости, можно добиться эффекта дисторшна лишь на максимуме громкости. Часто это ведет к преждевременному износу, выходу прибора из строя и необходимостью ремонта.
Усилки со схемой «Class В» не требуют постоянного контроля исправности, к тому же их характеризует более высокая чистота звучания. Так что пользователи справедливо считают их более привлекательным вариантом.
Но имеется и кое-что получше. Например, комбинирующие схемы «Class A» и «Class В» ламповые усилки «Mesa-Boogie». Зачастую такие усилители даже оснащены функцией переключения на более предпочтительную в данный момент схему.
Также усилители нередко классифицируют по присущим им «американскому» либо «британскому» звучанию. Отличие прежде всего кроется в особенностях перегруженного звука, однако внятно объяснить его на словах довольно проблематично. Здесь лучше довериться своим ассоциативным ощущениям. Например, «Deep Purple» и «Led Zeppelin» семидесятых – это классика «британского» звучания, а «Green Day» – типичный образчик «американского».
Представленные на современном рынке комбоусилители и «головы», как правило, очень схожи по своему функциональному набору. Чаще всего у них имеется 2 отдельных канала с предусилками, рассчитанными на получение чистого и перегруженного звука. Нужный канал выбирается посредством ножной педали переключения («Footswitch»). Возможно добавление еще одного канала («Crunch»), рассчитанного на ритм-партии с перегрузом.
Между предусилком и «оконечником» усилитель может быть оснащен петлей эффектов, позволяющей подключать к прибору внешние педали. Исполнитель выбирает то, что ему нужно. Это могут быть фазер, вау, хорус, задержка и проч. Настоятельно рекомендуется такие эффекты, как флэнжер и хорус, подключать после перегруза, иначе рискуете получить отвратительное звучание; большинство остальных – сугубо на ваше усмотрение.
Не торопитесь делать выводы о максимуме громкости усилка по его мощности, ведь громкость в большей степени подчиняется особенностям выбранной схемы, высокой или низкой чувствительности динамиков и сопротивления. Наиболее распространенная мощность «громких» усилков – 50-60 Вт. «Головы» мощностью 100 Вт чаще предназначены для удобства «прокачки» кабинетов с 4-мя или 8-ю динамиками.
Для подключения спикерного кабинета к усилку используется кабель с традиционным разъемом «джек». Будьте внимательны при манипуляциях с кабелем, очень важно не перепутать спикерный с сигнальным (инструментальным), поскольку визуально оба кабеля могут почти ничем не отличаться друг от друга. Ценой такой ошибки может стать порча звука между усилком и кабинетом или даже перегрев и воспламенение усилителя! Случается, что спикерным кабелем подключают гитару – в этом случае катастрофы, конечно, не случится, однако звучание будет поистине кошмарным.
5. Стэк или комбик?
С середины прошлого века пользователям доступны 2 вида усилительного комплекта – стэк (т.е. «голова» вместе со спикерным кабинетом) и комбоусилитель со встроенными динамиками.
Фирмы-производители музыкального оборудования в равной степени удовлетворяют рыночный спрос и стэками, и комбиками (кстати, зачастую с очень схожим дизайном). Почему приходится разделять усилок и кабинет? В основном из-за внушительного веса гитарного усилка. Кабинет оснащается 10- или 12-дюймовыми динамиками, и поэтому кабинет из двух 12-дюймовых динамиков (2х12") – это фактически потолок для комбоусилителя. Зато стэк может включать в себя один или несколько кабинетов 4х12". Тенденция к утяжелению музыкальных стилей в 70-80-е годы неизбежно привела к возведению целых гитарных «стен» на сцене во время концертных выступлений, впрочем, на поверку некоторые кабинеты в таких случаях выполняли чисто бутафорскую роль.
Специалисты обращают внимание еще на одно различие между комбоусилителем и стэком. Его выдает особое ощущение при восприятии звучания. На низких частотах у стэка оно своего рода более цельное, «монолитное», благодаря синхронности движения 4-х и более динамиков вкупе с возникающей в этот момент звуковой волной.
Еще одно достоинство стэка – часть динамиков располагается на одном уровне с ушами исполнителя. Стоящий на полу сцены низкий комбоуслитель, вдобавок повернутый к зрителям, затрудняет музыканту возможность хорошо слышать свое звучание. В подобной ситуации гитарист вынужден увеличивать на своем усилке громкость, в то время как со стэком этого бы делать не пришлось. Для решения данной проблемы можно, конечно, размещать комбо на угловой стойке, однако в случае с тяжелым оборудованием это небезопасно.
Ну и наконец, последние три копейки в копилку преимуществ стэка перед комбиками – если вы меняете кабинет, то гарантированно получаете другое звучание, ведь звук зависит от множества факторов, начиная с особенностей конструкции кабинета и заканчивая моделью динамиков.
Итак, мы рассмотрели все основные достоинства стэка. Если при этом вы все же остались убеждены, что для ваших нужд вполне достаточно комбоусилителя – читайте отдельный обзор, посвященный правильному выбору комбо.
6. Гитарные кабинеты
С точки зрения звука, которого нам хотелось бы добиться, выбор гитарного кабинета играет ничуть не меньшую роль по сравнению с выбором самого усилка. Но на какие факторы стоит обратить внимание в первую очередь? Помимо конструкции кабинета и модели динамиков, оказывать влияние на формируемый звук будут также конструкционные особенности корпуса, используемая древесина и даже материал, из которого изготовляется фронтальная сетка.
В большинстве случаев кабинет оснащается несколькими 12-дюймовыми динамиками. В свою очередь стэк чаще включает в себя от одного до двух кабинетов 4х12" (к использованию дополнительного кабинета исполнители прибегают во время участия в более серьезных выступлениях). Кабинеты из четырех 12-дюймовых динамиков имеют обычно либо прямой, либо скошенный корпус. Во втором случае направление верхних динамиков задано вперед и немножко вверх, а установка самого прибора осуществляется сверху стэка.
Иногда для решения исполнительских задач лучше подойдет минимализм. Например, для имитации звучания комбоусилителя в рамках небольшого выступления будет вполне достаточно воспользоваться кабинетом 1х12" или 2х12".
7. В заключение
Сложно оспаривать тот факт, что при множестве имеющихся вариантов гитарного усиления, стэк до настоящего момента продолжает оставаться самым гибким и востребованным усилительным сетапом в среде профессиональных музыкантов. К тому же хороший стэк благодаря обилию предложений на рынке можно приобрести по вполне приемлемой цене.
Также еще раз вернемся к теме ламповых усилителей и добавим, что по сравнению с транзисторными приборами они потребуют толику повышенного к себе внимания от пользователя. Обратите внимание на имеющийся у них пассивный режим («Standby»). Перед функционированием в основном режиме полминуты ламповый усилок должен обязательно проработать в пассивном (за это время лампы успевают в должной мере прогреться перед подачей звука). При отключении аппаратуры смену режимов также следует повторить, но уже в обратной последовательности.
В последние десятилетия мы превратились в довольно избалованных потребителей разнообразных электронных товаров, практически не требующих никаких мероприятий по уходу вплоть до момента их окончательной поломки. Но с ламповыми усилками все обстоит не так. Раз в год непременно проводите техобслуживание своего усилителя, даже если прибор не вызывает очевидных нареканий к качеству своей работы. Профилактика необходима для предупреждения внезапного выхода ламп из строя и сохранения надлежащего звучания. В некоторых случаях пришедшая в негодность лампа, словно по эффекту домино, влечет за собой поломки и других важных компонентов схемы.
Спасибо за внимание! Надеемся, что рекомендации, приведенные в нашем обзоре, позволят правильно и быстро выбрать необходимый вам гитарный усилитель!