КАК ВЫБРАТЬ ГИТАРНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ. ЧАСТЬ 1.
Необходимый набор электрогитариста постоянно расширяется и совершенствуется, однако при всем многообразии существующего на сегодняшний день арсенала для игры на электрогитаре, усилительный гитарный стэк не теряет своей актуальности и гарантирует музыканту наиболее удобное управление звучанием любимого инструмента.
1. Вступление
В нижеприведенном обзоре мы постараемся пролить свет на самые интересующие начинающего музыканта вопросы касательно правильного выбора гитарного усилителя или, попросту говоря, «головы».
Возможно, по-своему правы те, кто скажет, что комбо-усилители будут поудобнее «голов», да и в целом нынешние цифровые технологии в силах предложить обилие новаторских вариантов – тем не менее стэк (комплект гитарной акустической системы и «головы») по-прежнему не сдает своих позиций в среде профессиональных музыкантов. По большому счету, вот уже более полувека ламповые технологии почти безраздельно правят на рынке гитарного оборудования.
2. Экскурс в историю
Развитие гитарного усиления и непосредственно самой электрогитары всегда происходило параллельно и взаимодополняемо. На заре ХХ столетия среди танцевальных коллективов обозначился вектор в сторону расширения за счет притока инструменталистов. По-видимому, новый бурный век, полный социальных и политических потрясений, требовал революционных нововведений и в культурно-музыкальной жизни общества тоже. В итоге, общая громкость музыкальных коллективов в одночасье резко выросла. Важно помнить, что гитара в те годы существовала только в акустическом виде, и как следствие, ее звучание стало проигрывать более громким медным духовым и ударным инструментам. Попробуйте представить себе одинокую акустическую гитару в компании нескольких духовых инструментов в борьбе за элементарную слышимость! Вот уж точно, «силы» были не равны.
Изначально ни о какой смене тембра гитары не шло и речи. Целью модернизации было лишь усиление звука, и только. Но как гласит поговорка, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Дело в том, что радиодетали, которые можно было задействовать в 30-40-х годах, неудовлетворительно справлялись с поставленной конструкторами задачей, и на выходе приходилось довольствоваться «гудящим» звуком, не слишком-то ласкавшим ухо слушателя. Имело место следствие различных искажений, компрессии и узкого диапазона пропускания частот. Именно этот фактор заставил конструкторов развивать мысль в направлении по-настоящему качественного усиления и спустя годы добиться звучания современной рок-гитары.
В 60-е, в эпоху восхождения на рок-н-ролльный олимп легендарной «Ливерпульской четверки», электрогитара уже прочно заняла главенствующую нишу в музыкальной поп-культуре Европы и Америки. Но при этом технологии гитарного усиления все еще оставляли желать лучшего. На живых концертах, пытаясь противостоять тинейджерскому гвалту, музыкантам приходилось выжимать максимум из своих усилков – и все равно этого казалось недостаточно.
С ростом нагрузки к аналоговой цепи, хочешь не хочешь, начнут «прирастать» искажения. В правильном понимании Hi-Fi-звучания такая ситуация, отдаляющая получаемый звук от оригинала, абсолютно недопустима. Даже на максимуме громкости воспроизводимый аппаратурой звук не должен допускать заметных искажений (именно таким образом оценивается качество усилителя). Впрочем, в далекие 60-е гитаристам было не до Hi-Fi, их единственной задачей было играть громче. И вдруг сложившаяся ситуация подвела к странному повороту: увеличивая громкость усилителей и получая перегруженный звук, музыканты с приятным недоумением внезапно осознали, что в этом есть и свои плюсы.
В те годы электронные приборы оснащались вакуумными лампами. В дальнейшем они уступили место транзисторам, победившим в конкуренции благодаря малым размерам, дешевизне и надежности. Впоследствии все мы узнали о микросхемах. Если называть вещи своими именами, микросхема – это набор тех же транзисторов, только микроразмерных и в огромном количестве. Что ж, любой прогресс всегда закономерен и замечателен, но именно в «ламповую эру» гитаристы сделали очень важное открытие: перегруженный ламповый звук более музыкальный и привлекательный для нашего слуха. Вот и повелось, что лампы поныне успешно используются в гитарных усилках. Казалось бы, фирмы-производители были бы рады окончательно перейти на современные транзисторные технологии, но непрекращающиеся споры на тему «более музыкального» звучания ламповых усилков обязывают продолжать их выпуск, при этом не прекращая поиск способов приближения звуковых характеристик транзисторного оборудования к ламповому.
Другими словами, сначала перегруз рассматривался как само собой разумеющийся «дефект» звучания усилителя, и поэтому получение эффекта дисторшна достигалось за счет включения усилка на максимум громкости. До самого заката 60-х гитарные усилки имели лишь один регулятор громкости, «ведущий» звуковой сигнал без исключения на всех этапах усиления. Гитарист мог получать либо тихий и чистый звук, либо громкий с перегрузом. Востребованность перегруженного звука неуклонно росла, и вскоре в среде профессиональных музыкантов возник вполне ожидаемый запрос на возможность играть с дисторшном на малой громкости (во время домашних репетиций, на небольших закрытых площадках и т. д.), дабы оградить себя и свое близкое окружение от этой постоянной шумовой атаки. В ответ конструкторы разродились двумя новыми техническими предложениями на выбор: педалью дисторшна и мастер-регулятором громкости.
Педаль была сконструирована с таким расчетом, чтобы звук искажался перед поступлением в усилитель. Первые педали использовали исключительно транзисторы, поэтому у них заметно хромала точность воспроизведения звука лампового дисторшна. Их приходилось подключать к ламповым усилителям, благодаря чему облагораживалось звучание.
Мастер-регулятор громкости, подаренный музыкальному миру фирмой «Marshall», пожалуй, намного больше порадовал профессиональных исполнителей. В данном случае перегруз осуществлялся на этапе предварительного усиления, а от мастер-регулятора громкости зависел уровень оконечного усилка, «раскачивающего» и передающего сигнал на вход динамика. Сейчас почти любой гитарный усилок обладает подобной конструкцией. Она предполагает не менее двух регуляторов — «GAIN» (отвечает как за глубину дисторшна, так и за громкость) и «VOLUME» (управляет финальной громкостью).
3. Техническое противостояние транзисторов и ламп: кто «победит»?
Как не билась над проблемой техническая мысль производителей музыкального оборудования, но еще на протяжении многих лет современные транзисторные усилители продолжали звучать хуже устаревших ламповых. Однако время и упорная, грамотная, хорошо продуманная реклама взяли свое – транзисторные усилители завоевали внушительную часть рынка. Теперь вакуумные лампы почти перестали использоваться, но из-за этого их цена запредельно подскочила по сравнению с транзисторами и микросхемами. В лучшем случае ламповый усилок обойдется вам вдвое дороже транзисторного при сходстве всех основных характеристик. Но надо отметить, что за последнее двадцатилетие этого «лампово-транзисторного» противостояния, конструкцию транзисторных усилителей удалось существенно усовершенствовать. Для разработчиков наконец начала приоткрываться завеса тайны, в чем уникальность «лампового» звука и как достоверно его воспроизводить при помощи все тех же транзисторных схем.
Помимо прочего, теперь производители музыкального оборудования предлагают пользователям также «гибридную» вариацию конструкции, т. е. прибор совмещает в себе и транзисторные, и ламповые технологии. Цепь в данном случае выглядит так: сначала лампа формирует свой уникальный звук, после чего с минимальными искажениями сформированное звучание подвергается «раскачке» на оконечном усилителе. Особо взыскательные исполнители предпочитают, чтобы такая схема включала в себя более одной лампы.
Мы уже отмечали, что транзисторные усилители существенно дешевле ламповых, либо за ту же цену пользователи получают большую мощность и функционал. Однако многие исполнители принципиально продолжают считать ламповые приборы безальтернативными и готовы платить за них довольно внушительные деньги, игнорируя любые встречные доводы. Давайте разберемся, какие же конкретно несовершенства гибридных конструкций их смущают.
Во-первых, роковый дисторшн пользователь получает не только на этапе предусиления. Не стоит забывать об искажениях на транзисторном «оконечнике», а также добавляемых динамиком. Возьмем в качестве наглядного примера стэк фирмы «Marshall». Раскачанный на максимуме громкости сигнал формируется у него «на корпусе», т. е. звучание исходит от всей конструкции целиком.
Во-вторых, по причине своих конструкционных нюансов лампа «откликается» на изменения уровня входного сигнала гораздо быстрее транзистора, не говоря уже о том, что ламповая схема существенно проще транзисторной, а значит, длина тракта сигнала несравнимо меньше. Перечисленные слабые моменты транзисторных усилков вынуждают констатировать: ламповые усилители более «отзывчивые», если сравнивать их с транзисторными. Поэтому становится вполне закономерным, что если в дешевом ценовом сегменте рынка победа достается транзисторным и цифровым приборам, то в топовом – их ламповым аналогам по-прежнему нет равных.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ