КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ МИКШЕР
В данной статье мы хотим детально рассказать читателю об одном электронном устройстве, которое используется для организации праздничных концертов, для профессиональной обработки звука и т.д. Называется оно микшером. Хотя внешний вид микшера пугает неопытных людей своей сложностью и обилием различных регуляторов, гнезд и кнопок, тем не менее разобраться в его работе вполне реально. Для человека «в теме» микшер не является чем-то навороченным до такой степени, что для работы с ним необходимо иметь кучу навыков и большой опыт. Он прост и с его помощью можно здорово повысить качество звучания.
Сегодня рынок переполнен разными моделями микшеров. Объединяет все существующие варианты принцип работы — он действительно одинаков для всех микшеров. А вот уровень и стиль исполнения может быть разным. От уровня в первую очередь зависит назначение микшера и рамки его технических возможностей. Для таких праздничных событий, как корпоратив, свадьба или юбилей достаточно приобрести самую простую модель с минимальным набором регулировок. Для проведения рок-концерта на открытом воздухе с хорошим качеством звука понадобятся микшеры с приличным набором возможностей (в частности, звуковых эффектов) и большим числом входных и выходных гнезд.
Сейчас на примере аналогового микшера от известного мирового производителя BEHRINGER, который называется XENYX X1204USB, мы рассмотрим его устройство. Чтобы читателю было проще разобраться со всем этим нагромождением органов управления, разделим панели этой модели микшера на 7 локальных областей. Обратите внимание: 4-я,6-я и 7-я область расположены на задней панели аппаратуры, а остальные — на фронтальной.
1) Здесь располагаются электрические разъемы для подсоединения микрофона
2) На панели расположены гнезда линейных каналов
3) Микропроцессор для создания звуковых спецэффектов, настройка уровня отправки/приема AUX и добавленных спецэффектов, гнезда 2-track для подключения дополнительных устройств ко входу (input) и выходу (output) микшера
4) В этой зоне располагаются выходы под названием control room и наушников с соответствующими регуляторами, а также особый вход FX-FOOTSW
5) Настройка альтернативного и общего уровней сигналов с наличием выходов
6) Разъем для подключения USB-устройств
7) Входы для подачи электропитания
Отдельно на аппаратуре имеются входы для подключения микрофонов разных типов (в том числе и беспроводных) и музыкальных электроинструментов. Если в качестве источника звука выступают файлы, записанные в аудиоформатах, то подключение ноутбука, МР3-плеера или компьютера к микшеру осуществляется по входам линейных каналов.
Есть еще регуляторы для линейных и микрофонных каналов, но о них мы поговорим чуть позже.
Еще одним интересным устройством является так называемый процессор спецэффектов. Он предназначен для работы со звуком, который подается на микшер. Этот процессор может создавать целый спектр востребованных звуковых спецэффектов, таких как временная задержка, модуляция, реверберация и т.п. На дисплее в 3-ей зоне отображается желаемый спецэффект. Из таблицы, расположенной чуть выше дисплея, можно узнать, какой эффект соответствует какому номеру.
По левую сторону от дисплея отображается уровень звукового сигнала в децибелах. Режим работы процессора выбирается при помощи ручки черного цвета, находящейся по правую сторону от дисплея. Для реализации желаемого спецэффекта ее нужно повернуть в нужное положение и затем на нее же нажать. Для ослабления или усиления выбранного эффекта на ручку следует надавить повторно, а затем начать ее вращать.
Ниже дисплея с левой стороны располагаются регуляторы посыла на универсальный вход AUX, процессор звуковых спецэффектов. Там же имеются кнопки перехода в режим SOLO. Когда этот режим активирован, можно слушать только один звуковой канал. Сигналы остальных каналов полностью отключаются. Также с помощью этого режима можно подавать на выход группу выбранных каналов. Невыбранные оператором микшера каналы будут отключены.
Справой стороны под дисплеем есть регуляторы входящих сигналов с универсального входа AUX и процессора. Имеется кнопка, которая переключает подачу сигнала на основной общий выход (MIX), любо на альтернативный.
Как вход, так и выход AUX дает возможность подключить к микшеру различные устройства. Например, если бы в микшере не было бы процессора звуковых эффектов, то подключить его извне можно было бы через входной разъем AUX. Оператор микшера также может управлять уровнями входных и выходных сигналов, накладывать требуемые звуковые эффекты.
В зоне номер 4 имеется регулятор, меняющий уровень сигнала, поданного на control room и наушники. Там же имеются входы для наушников, специальный разъем для подключения педального переключателя звуковых эффектов, выходные разъемы control room. Последние используются для отображения сигналов на дисплее либо их подачи в помещение для прослушивания.
В 5-ой зоне есть ползунки для настройки сигналов, подающихся на альтернативный либо основной выход. Разъемы для основного выхода исполнены по стандарту XLR, а для альтернативного — по стандарту jack.
Гнездо USB располагается в шестой зоне и по сути оно является выходом встроенной звуковой карты. Благодаря наличию разъема USB можно не только сохранять музыку в аудиофалах на компьютере, но и предварительно прослушивать композиции во время проведения концертов.
В зоне No7 расположены гнезда питания и 2 клавиши: одна отвечает за подачу электропитания, вторая служит переключателем для дополнительного неявного питания некоторых моделей микрофонов. Почему такую схему для микрофонов называют фантомным или неявным питанием? Потому что оно подается по тем же проводам, по которым передаются сигналы.
Следующей зоной, на которой мы остановимся, будет первая. В ее границах размещены кнопки, при нажатии которых происходит подавление сигналов с частотами в диапазоне от 0 до 75-ти Гц. Это бывает необходимо для нормальной работы микрофонов. Там же можно видеть регуляторы микрофонных предусилителей. Еще в первой зоне располагаются переключатели уровней для входных сигналов. С их помощью эти уровни можно усилить либо ослабить.
Для удаления слишком большого уровня сигнала, поступающего от микрофона, служат специальные звуковые компрессоры.
В 3-ей области находятся канальные эквалайзеры. Органами управления являются 3 регулятора амплитуды сигналов, передающимся по отдельным звуковым каналам. Регулятор, расположенный в самом верху, может изменять амплитуду сигнала в диапазоне ВЧ (верхних частот). Второй регулятор работает со среднечастотной областью, а нижний регулирует уровень нижних частот. Так производится грубое формирование амплитудно-частотной характеристики по 3-м отдельным каналам.
В 4-ой зоне находятся регуляторы посыла на AUX. С их помощью можно точно отмерить ту долю звукового сигнала, которая будет передана на выходы AUX.
Регуляторы в 5-ой зоне работают аналогично органам управления из 4-ой. С их помощью можно «отмерить» ту долю сигнала с отдельно взятого канала, которая пойдет на обработку процессором звуковых эффектов.
В 6-ой зоне находятся регуляторы баланса и панорамы (BAL и PAN соответственно). PAN-регуляторы работают с микрофонами, а настройка BAL производится для линейных выходов. Эти органы управления позволяют добиться наилучшего позиционирования сигналов в стереовоспроизведении. В этой зоне располагаются клавиши, которые переключают работу каналов с основного выхода на альтернативный и наоборот.
В 7-ой зоне находятся фейдеры для настройки уровня по каждому отдельному каналу. С помощью фейдеров можно также изменять уровни альтернативного либо основного стерео-выходов.
В следующих материалах мы расскажем о наиболее распространенных приемах и профессиональных секретах диджеев, которые они часто используют во время проведения музыкальных мероприятий.